3 августа 2023 года на археологические раскопки, проводимые РГКП «Республиканский историко-культурный музей-заповедник «Ботай» Комитета Культуры МКС РК прибыл профессор Эксетерского университета (Юго-Западная Англия) Алан Аутрам. Цель приезда ученого – вклад в изучение ботайской культуры, а именно - изучение остеологического материала (костей животных) с поселения Ботай и памятника археологии Красный Яр.
21 июля 2023 года сотрудниками РГКП «Государственный историко-культурный музей-заповедник» Ботай» для гостей из России (Омск) была организована экскурсия по экспозиционному залу музея-заповедника Ботай.
10 июля 2023 года сотрудники Государственного историко-культурного музея-заповедника «Ботай» в рамках передвижной выставки, организованной к 5-летию музея-заповедника» Ботай «посетили Государственный историко-культурный музей-заповедник» Берел", расположенный на территории Катон-Карагайского ГНПП в Восточном Казахстане, в 7 км к юго-западу от одноименного села, у реки Бухтарма. На территории музея-заповедника "Берел" находится более 70 курганов и других погребально-погребальных сооружений эпохи ранних кочевников и древнетюркских времен.
Наша поездка в Восточный Казахстан была незабываемой. Природа Восточного Казахстана особенно впечатлила нас. В июльскую жару Алтайские горы покрыты облаками. На хребте лежит белый снег. Сколько ни смотри на удивительную природу, на горный край, на Алтайские горы, все не нарадуешься. Нас радушно принял музей-заповедник «Берел». Сотрудники музея организовали для нас интересную экскурсию, мы побывали в сакской эпохе, увидели и познакомились с реликвиями того времени. На территории музея представлены мифические скульптуры: берельский конь, «грифон» и другие. Знаменитый Геродот описывал грифона как таинственного хранителя золота загадочной страны скифов. Сейчас он охраняет территорию музея.
Впечатление от этого места непередаваемое. Поездка сюда, кроме эмоций, подарила нам знания и друзей.
Выражаем огромную благодарность сотрудникам Государственного историко-культурного музея-заповедника «Берел», которые оказали нам гостеприимство и ознакомили с историей края!!!
Ботайская культура является самым ранним археологическим свидетельством одомашнивания лошади в казахской степи. Тот факт, что в древние времена лошадь была одомашнена на территории Казахстана, свидетельствует о том, что этот скот был особенно почитаем и стал неотъемлемой частью жизненного ритуала. Даже то, что казахское население до сих пор использует конское молоко в качестве кумыса, является свидетельством традиции, которая продолжалась в казахской степи с незапамятных времен. В этой связи, очевидно, что лошадь является одним из наиболее значительных показателей развития человеческой цивилизации, особенно степной. В связи с этим Государственный историко-культурный музей-заповедник «Ботай» провел обряд «верховая езда на Ашамае» на поселение Ботай.
Атқа мінгізу - посвящение в наездники. Издавна у казахского народа существовал своеобразный обряд - Атка мынгызу. Суть обряда - посвящение мальчика, достигшего 4-5 летнего возраста, в наездники. Для этого готовили из дерева атамай-ер - специальное детское седло. Переднюю и заднюю части атамай-ер делали повыше, с опорой, затем им седлали смирного жеребенка-трехлетку и сажали на него мальчика. Один из взрослых водил коня за поводья по всему аулу для того, чтобы мальчик поприветствовал всех старших по возрасту людей, аксакалов. Те, в свою очередь, благославляли и напутствовали его: - Стань хорошим наездником! - Найди свое место в жизни! - Будь достойным сыном своего края! В честь этого события устраивали небольшой праздник. Женщины бросали шашу (подарки, сладости). Дети постарше устраивали скачки на конях, играли в разные игры.